Товарів - 0 Сума - 0$

Новини

В России пройдет крупная выставка Караваджо

Ярмарка Арт-Амстердам

Редкая скульптура из наследия Гогена на аукционе Сотбис

Архитектурное чудо в Севилье...(Фото)

Британец утверждает, что купил первую картину Сезанна в антикварной лавке

...Национальная портретная галерея Лондона ...(Фото)

Готовится к выходу украинский полнометражный мультфильм с элементами 3-D

Юрген Теллер в Москве с выставкой и мастер-классами (ФОТО)

Выставка Томаса Калака - жесткая, но захватывающая реальность

Украинские художники — участники Art Monaco 2011

Специалисты нашли причину...

Музей, как content-provider:

Управление музеев Катара .......

Арт Дубай 2011

Бум на современную китайскую живопись

Christie`s продал за 266 тысяч долларов акварель Сальвадора Дали

Дом из сказки - Crazy House во Вьетнаме (ФОТО)

Российский проект «Возвращение к модерну»

В Брюгге проходит фестиваль ледяных скульптур (ФОТО)

10 грудня 2010 р- Художній проект "МОЛОКО"

Відверті знімки Моніки Белуччі для своєї книги (ФОТО)

«Марія Примаченко 100»

Вчені визнали ще одну п’єсу твором Вільяма Шекспіра

Фреска Мікеланджело

Скульптурне бієнале в Італії

Виставка Петра Романчука у “Depo’t center”

«Сумасшествие и модернизм начала ХХ века»

ГогольФЕСТ-2010 на 6-му інвестиційному саміті

В "Мистецькому арсеналі" нове керівництво.

У Львові покажуть мистецтво без обмежень.

Art Cologne – мистецтво надійніше за золото.

За підсумками дуже круглого столу у Pinchuk Art Centr

Виставка плакатів Альфонса Мухи

У Нью-Йорку оцінили українське мистецтво

ГогольFest у 2010 році

Всеукраїнський благодійний Великодній ярмарок

КАМІНЬ, НОЖИЦІ, ПАПІР: твори з колекції Британської Ради

У столиці покажуть картини минулого століття

Музей, как content-provider: | 08.02.2011

В 1952 году посетителей Государственного музея Амстердама ожидал культурно-технический шок. Желающим предлагалось одеть наушники, где монофонический голос рассказывал о картинах постоянной коллекции. Увесистые приборы выдавались на руки, и слушая запись, люди ходили по залам. Было ли это рекламным трюком, неотвратимым наступлением прогресса или простым желанием сэкономить на гидах – сегодня не ответит никто. Несомненно одно: с этого времени высокие технологии навсегда прописались в музейном пространстве.

В мире ежегодно проходит до десятка конференций по музейному маркетингу. Примерно половина из них посвящены исключительно вопросам интеграции IT в искусство. На остальных наибольшее внимание вызывают доклады, связанные с Интернет PR, социальными сетями и техническими новинками в музейной среде. Итогом последней из них, Communicating The Museum 2010, прошедшей в Вене, стало следующее заявление: «В XXI веке музей больше не имеет права быть зданием с четырьмя стенами. Музей – это, прежде всего, источник информации, content-provider».

В этой серии статей мы расскажем о том, как высокие технологии (Intellectual Technologies или IT) влияют на восприятие музейного пространства в наши дни. В чем их преимущества, есть ли недостатки – и главное, что ждет искусство в его неизбежной электронной эволюции? При подготовке этого материала автор активно консультировался с зарубежными специалистами данной сферы, иногда сам участвовал в обсуждениях и разработках.

Социальные сети, в которые сегодня играет почти каждый, оставим для второй статьи. Начнем с более простого и еще более распространенного. Мобильных телефонов, или, если правильно говорить, средств мобильной коммуникации.

Мобильный рынок сегодня – это 4 миллиарда пользователей, две трети которых живут в развивающихся странах. Мобильное покрытие доступно в регионах, где нет проводной связи, а иногда даже электричества. Специалисты утверждают: в 2013 году мобильные устройства станут самым распространенным способом доступа в Интернет. А уже к осени 2011 года количество проданных карманных гаджетов превысит количество стационарных компьютеров.

Их назначение в нашем безумном мире – доступ к информации ежесекундно, откуда бы то ни было, даже в движении, не привязываясь к кабелю и четырем стенам. Мы видим, что связь очевидна: музей тоже не хочет быть четырьмя стенами. Следовательно, музеям с гаджетами по пути? Но все складывалось не так просто.

Отношения между музеями и посетителями издревле сводились к двум простым вещам: приземленным нуждам музеев и высоко-духовным ожиданиям людей. Посетители всегда хотели играть более активную роль при посещении музеев и галерей – от выбора маршрута до возможности самостоятельного формирования экспозиции. Крупные музеи уровня Tate Gallery в Лондоне пользовались этим с начала 1990-х: там существовали guide-box’ы – специально разработанные устройства, позволявшие посетителю не только слушать аудиогид, но и получать другую информацию: текст, изображения, иногда видео. Появление мобильных приложений для музеев означало то, что посетитель принесет устройство с собой – следовательно, снизит расходы музея по приобретению, установке и обслуживанию устройств. Наряду с этим гаджеты открыли музеям свершено новую перспективу: вынести экспозицию за пределы здания.

Предвестниками мобильных приложений стало появление WAP-версий музейных сайтов – для более удобной загрузки и навигации через мобильные телефоны. Первыми свои сайты «упростили» Museum of Modern Art в Сан-Франциско и Poverhouse Museum в Сиднее. Количество посетителей, пришедших после изучения сайта музея через телефон, возросло. Впрочем, для осмотра всей коллекции через телефон требовалось немало времени, что подразумевало непрерывное нахождение online. Музеи поставили следующую задачу: единожды загрузив информацию, «отвязать» посетителя от сети Интернет.

Итак, основными причинами, по которым музеи обратились и продолжают обращаться к мобильным приложениям, являются:

  • возможность разнообразить систему получения информации посетителем;
  • двусторонний обмен информацией (например, создав виртуальную книгу отзывов);
  • привлечение молодежи, для которой мобильные технологии являются синонимом стиля и моды;
  • получение и обсуждение информации до и после выставки, а не только наней.

Вот лишь некоторые примеры эволюции мобильных приложений. San Francisco Museum of Modern Art выдавал посетителям стационарный аудиогид, однако сделал возможным оставлять голосовые комментарии. Museum of Modern Art (MоMA) в Нью-Йорке создал страничку на официальном сайте музея с возможностью закачивания podcast аудио-лекций в обычный mp3-плеер. Indianapolis Museum of Art создал приложение для iPod Touch (музыкального плеера), который выдавался в музее, а затем выпустил загружаемое из Интернета продолжение экскурсии.

Было также предпринято несколько попыток разработать универсальное приложение, которое бы устроило все музеи и их посетителей, и различалось только контентом. Ни один из разработчиков не сумел охватить сколько-нибудь значительное количество музеев, и все переключились на обслуживание индивидуальных заказов.

По своему содержанию приложения можно условно поделить на:

  • посвященные музею в целом. Включают в себя карту, навигацию, историю музея, основные работы постоянной экспозиции;
  • посвященные временным выставкам. Состоят из аудиогида, информации о выставке, сроках и режиме работы, а также партнерах проекта;
  • комбинированные app’ы. В них информация о деятельности выставочной площадки регулярно обновляется через update версии. Как правило, сменяются временные выставки, либо подается информация в развитии (в случае научных исследований, например);
  • игровые приложения. Например, требуется собрать puzzle из шедевров собрания музея, самому нарисовать картину или определить место ее написания на географической карте. Конченая цель везде одинакова – привлечь человека в конкретную точку соприкосновения с искусством.

Для иллюстрации сказанного мы взяли за основу четыре приложения для платформы iPhone. Надеемся, вы не остановитесь, и продолжите собственный мобильный experience.

Название: Yours, Vincent 

Год релиза: 2010

Заказчик: Van Gogh Museum, Амстердам

Разработчик: Pentimento

 

Голландцы, как и в 1952 году, вновь оказались впереди, выпустив первое приложение для iPhone, посвященное временной выставке. Приложение Yours, Vincent вошло в TOP-10 среди скачиваемых образовательных программ, а сама выставка стала сверхуспешной в Европе во многом благодаря своему app’у.

Большая часть приложения построена на специально созданном видео с архивными материалами и дикторским озвучением.

Название: Musee du Louvre

Год релиза: 2009

Заказчик: Louvre, Париж

Разработчик: Proxima mobile

 

Приложение Musee du Louvre является типичным «музейным» приложением. Отличие от других – в том, что это за музей, и как это сделано. Лувр как всегда на высоте – панорамные снимки, удобная навигация, доступные карты. Приятно возвращаться к приложению, даже вне стен музея. Естественно, на это оно и рассчитано!

Название: Frida Kahlo

Год релиза: 2010

Заказчик: Bank Austria Kunstforum, Вена

Разработчик: Nous

 

А вот пример конфликта IT и музейных реалий: в приложении нет ни одного изображения картины, один аудиогид. Но не спешите обвинять разработчиков: международные выставки, подобные этой, готовятся годами, и картины Фриды Кало съезжаются из коллекций от Токио до Сан-Пауло. Кто мог ожидать еще пару лет назад, при оформлении отношений с владельцами, что изображения картин могут понадобиться для мобильного приложения? В считанные месяцы до открытия выставки сделать app можно, а вот заново договориться со всеми – гораздо сложнее. Музеям на заметку.

Название: Konchalovsky

Год релиза: 2010

Заказчик: Фонд Петра Кончаловского, Москва

Разработчик: Jack Patterson/Petr Konchalovsky Foundation

 

Единственный представитель «нашего» художника на мировом электронном рынке – хотя бы потому, что авангардист Петр Кончаловский родился в Славянске. В 2010 году Фонд, созданный его наследниками, провел большую выставку в Санкт-Петербурге и Москве. К последней, проходившей в Третьяковской галерее, было выпущено приложение Konchalovsky – содержащее не только информацию об экспозиции с аудиогидом, интервью с мировыми искусствоведами о художнике и выставке, но также полным электронным каталогом-резоне художника. Ведя работу по поиску и систематизации творчества художника, Фонд Петра Кончаловского пообещал регулярно обновлять приложение, как только будут найдены и атрибутированы новые картины.

Чтобы не дразнить тех посетителей, у которых нет iPhone, было выпущено аналогичное приложение для платформы iPad, которые были вмонтированы в специальные столы на выставке. Сам Владимир Путин внимательно изучил app на iPad во время посещения выставки Кончаловского в Третьяковке.

У вас наверняка возник вопрос: почему мы берем только iPhone, а не другие гаджеты?

iPhone не монополист, но ответ очевиден. Хотя количество людей, использующих различные смартфоны и достаточно велико, сама разработка программы под каждую платформу себя не оправдывает. Также, не обладая стационарной программой, облегчающей закачку извне (наподобие iTunes), пользователь смартфона должен либо искать сеть wi-fi, либо закачивать через оператора мобильной связи. В большинстве случаев это и неудобно, и дорого. Не забываем про объем мультимедийных приложений – он достаточно велик, а память большинства смартфонов не выдерживает такого объема информации.

И последний аргумент. По словам Стива Джобса, его гаджет создан для того, чтобы приносить радость. А разве музеи работают не с той же целью?

Правда, у iPhone приложений до недавнего времени был весомый конкурент – платформа Android (работающая на Acer, HTC, LG, Motorola, Sony-Ericsson). Однако многое решил выход на рынок iPad, и последовавших двух его возможностей: увидеть произведения искусства в значительно лучшем качестве (при этом не теряя мобильности девайса), и закачать единое приложение для обоих гаджетов –  iPhone и iPad.

Следует признать, что наряду с яркими и запоминающимися приложениями существуют и более консервативные варианты использования мобильного телефона. Например, в Museum Kunst Palast в Дюссельдорфе посетителям предлагаются услуги аудиогида через собственный телефон. Необходимо лишь отправить sms-сообщение на определенный номер. Так же регулируется и книга отзывов, и предварительный заказ билетов.

 Не так давно музей современного искусства KUMU в Таллине разрешил посетителям фотографировать свои картины, а затем провел конкурс на лучшую мобильную фотографию. MоMA в Нью-Йорке пошел еще дальше, и организовал для каждого «мобильного фотографа» свой profile на официальном сайте. Таким образом все обсуждения были перенесены на поле музея, куда были введены модераторы, тем самым создав подобие первой art-социальной сети…

 О социальных сетях, и роли в продвижении музеев «большой четверки» – Facebook, Twitter, YouTube, Flicker – речь пойдет в следующий раз.