Музей, как content-provider: | 08.02.2011
В 1952 году посетителей Государственного музея Амстердама ожидал культурно-технический шок. Желающим предлагалось одеть наушники, где монофонический голос рассказывал о картинах постоянной коллекции. Увесистые приборы выдавались на руки, и слушая запись, люди ходили по залам. Было ли это рекламным трюком, неотвратимым наступлением прогресса или простым желанием сэкономить на гидах – сегодня не ответит никто. Несомненно одно: с этого времени высокие технологии навсегда прописались в музейном пространстве. В мире ежегодно проходит до десятка конференций по музейному маркетингу. Примерно половина из них посвящены исключительно вопросам интеграции IT в искусство. На остальных наибольшее внимание вызывают доклады, связанные с Интернет PR, социальными сетями и техническими новинками в музейной среде. Итогом последней из них, Communicating The Museum 2010, прошедшей в Вене, стало следующее заявление: «В XXI веке музей больше не имеет права быть зданием с четырьмя стенами. Музей – это, прежде всего, источник информации, content-provider». В этой серии статей мы расскажем о том, как высокие технологии (Intellectual Technologies или IT) влияют на восприятие музейного пространства в наши дни. В чем их преимущества, есть ли недостатки – и главное, что ждет искусство в его неизбежной электронной эволюции? При подготовке этого материала автор активно консультировался с зарубежными специалистами данной сферы, иногда сам участвовал в обсуждениях и разработках. Социальные сети, в которые сегодня играет почти каждый, оставим для второй статьи. Начнем с более простого и еще более распространенного. Мобильных телефонов, или, если правильно говорить, средств мобильной коммуникации. Мобильный рынок сегодня – это 4 миллиарда пользователей, две трети которых живут в развивающихся странах. Мобильное покрытие доступно в регионах, где нет проводной связи, а иногда даже электричества. Специалисты утверждают: в 2013 году мобильные устройства станут самым распространенным способом доступа в Интернет. А уже к осени 2011 года количество проданных карманных гаджетов превысит количество стационарных компьютеров. Их назначение в нашем безумном мире – доступ к информации ежесекундно, откуда бы то ни было, даже в движении, не привязываясь к кабелю и четырем стенам. Мы видим, что связь очевидна: музей тоже не хочет быть четырьмя стенами. Следовательно, музеям с гаджетами по пути? Но все складывалось не так просто. Отношения между музеями и посетителями издревле сводились к двум простым вещам: приземленным нуждам музеев и высоко-духовным ожиданиям людей. Посетители всегда хотели играть более активную роль при посещении музеев и галерей – от выбора маршрута до возможности самостоятельного формирования экспозиции. Крупные музеи уровня Tate Gallery в Лондоне пользовались этим с начала 1990-х: там существовали guide-box’ы – специально разработанные устройства, позволявшие посетителю не только слушать аудиогид, но и получать другую информацию: текст, изображения, иногда видео. Появление мобильных приложений для музеев означало то, что посетитель принесет устройство с собой – следовательно, снизит расходы музея по приобретению, установке и обслуживанию устройств. Наряду с этим гаджеты открыли музеям свершено новую перспективу: вынести экспозицию за пределы здания. Предвестниками мобильных приложений стало появление WAP-версий музейных сайтов – для более удобной загрузки и навигации через мобильные телефоны. Первыми свои сайты «упростили» Museum of Modern Art в Сан-Франциско и Poverhouse Museum в Сиднее. Количество посетителей, пришедших после изучения сайта музея через телефон, возросло. Впрочем, для осмотра всей коллекции через телефон требовалось немало времени, что подразумевало непрерывное нахождение online. Музеи поставили следующую задачу: единожды загрузив информацию, «отвязать» посетителя от сети Интернет. Итак, основными причинами, по которым музеи обратились и продолжают обращаться к мобильным приложениям, являются: Вот лишь некоторые примеры эволюции мобильных приложений. San Francisco Museum of Modern Art выдавал посетителям стационарный аудиогид, однако сделал возможным оставлять голосовые комментарии. Museum of Modern Art (MоMA) в Нью-Йорке создал страничку на официальном сайте музея с возможностью закачивания podcast аудио-лекций в обычный mp3-плеер. Indianapolis Museum of Art создал приложение для iPod Touch (музыкального плеера), который выдавался в музее, а затем выпустил загружаемое из Интернета продолжение экскурсии. Было также предпринято несколько попыток разработать универсальное приложение, которое бы устроило все музеи и их посетителей, и различалось только контентом. Ни один из разработчиков не сумел охватить сколько-нибудь значительное количество музеев, и все переключились на обслуживание индивидуальных заказов. По своему содержанию приложения можно условно поделить на: Для иллюстрации сказанного мы взяли за основу четыре приложения для платформы iPhone. Надеемся, вы не остановитесь, и продолжите собственный мобильный experience. Название: Yours, Vincent Год релиза: 2010 Заказчик: Van Gogh Museum, Амстердам Разработчик: Pentimento Голландцы, как и в 1952 году, вновь оказались впереди, выпустив первое приложение для iPhone, посвященное временной выставке. Приложение Yours, Vincent вошло в TOP-10 среди скачиваемых образовательных программ, а сама выставка стала сверхуспешной в Европе во многом благодаря своему app’у. Большая часть приложения построена на специально созданном видео с архивными материалами и дикторским озвучением. Название: Musee du Louvre Год релиза: 2009 Заказчик: Louvre, Париж Разработчик: Proxima mobile Приложение Musee du Louvre является типичным «музейным» приложением. Отличие от других – в том, что это за музей, и как это сделано. Лувр как всегда на высоте – панорамные снимки, удобная навигация, доступные карты. Приятно возвращаться к приложению, даже вне стен музея. Естественно, на это оно и рассчитано! Название: Frida Kahlo Год релиза: 2010 Заказчик: Bank Austria Kunstforum, Вена Разработчик: Nous А вот пример конфликта IT и музейных реалий: в приложении нет ни одного изображения картины, один аудиогид. Но не спешите обвинять разработчиков: международные выставки, подобные этой, готовятся годами, и картины Фриды Кало съезжаются из коллекций от Токио до Сан-Пауло. Кто мог ожидать еще пару лет назад, при оформлении отношений с владельцами, что изображения картин могут понадобиться для мобильного приложения? В считанные месяцы до открытия выставки сделать app можно, а вот заново договориться со всеми – гораздо сложнее. Музеям на заметку. Название: Konchalovsky Год релиза: 2010 Заказчик: Фонд Петра Кончаловского, Москва Разработчик: Jack Patterson/Petr Konchalovsky Foundation Единственный представитель «нашего» художника на мировом электронном рынке – хотя бы потому, что авангардист Петр Кончаловский родился в Славянске. В 2010 году Фонд, созданный его наследниками, провел большую выставку в Санкт-Петербурге и Москве. К последней, проходившей в Третьяковской галерее, было выпущено приложение Konchalovsky – содержащее не только информацию об экспозиции с аудиогидом, интервью с мировыми искусствоведами о художнике и выставке, но также полным электронным каталогом-резоне художника. Ведя работу по поиску и систематизации творчества художника, Фонд Петра Кончаловского пообещал регулярно обновлять приложение, как только будут найдены и атрибутированы новые картины. Чтобы не дразнить тех посетителей, у которых нет iPhone, было выпущено аналогичное приложение для платформы iPad, которые были вмонтированы в специальные столы на выставке. Сам Владимир Путин внимательно изучил app на iPad во время посещения выставки Кончаловского в Третьяковке. У вас наверняка возник вопрос: почему мы берем только iPhone, а не другие гаджеты? iPhone не монополист, но ответ очевиден. Хотя количество людей, использующих различные смартфоны и достаточно велико, сама разработка программы под каждую платформу себя не оправдывает. Также, не обладая стационарной программой, облегчающей закачку извне (наподобие iTunes), пользователь смартфона должен либо искать сеть wi-fi, либо закачивать через оператора мобильной связи. В большинстве случаев это и неудобно, и дорого. Не забываем про объем мультимедийных приложений – он достаточно велик, а память большинства смартфонов не выдерживает такого объема информации. И последний аргумент. По словам Стива Джобса, его гаджет создан для того, чтобы приносить радость. А разве музеи работают не с той же целью? Правда, у iPhone приложений до недавнего времени был весомый конкурент – платформа Android (работающая на Acer, HTC, LG, Motorola, Sony-Ericsson). Однако многое решил выход на рынок iPad, и последовавших двух его возможностей: увидеть произведения искусства в значительно лучшем качестве (при этом не теряя мобильности девайса), и закачать единое приложение для обоих гаджетов – iPhone и iPad. Следует признать, что наряду с яркими и запоминающимися приложениями существуют и более консервативные варианты использования мобильного телефона. Например, в Museum Kunst Palast в Дюссельдорфе посетителям предлагаются услуги аудиогида через собственный телефон. Необходимо лишь отправить sms-сообщение на определенный номер. Так же регулируется и книга отзывов, и предварительный заказ билетов. Не так давно музей современного искусства KUMU в Таллине разрешил посетителям фотографировать свои картины, а затем провел конкурс на лучшую мобильную фотографию. MоMA в Нью-Йорке пошел еще дальше, и организовал для каждого «мобильного фотографа» свой profile на официальном сайте. Таким образом все обсуждения были перенесены на поле музея, куда были введены модераторы, тем самым создав подобие первой art-социальной сети… О социальных сетях, и роли в продвижении музеев «большой четверки» – Facebook, Twitter, YouTube, Flicker – речь пойдет в следующий раз.